Independent press          Свободная пресса          Вільна преса

Владимир Фесенко. О том, как проходит режим прекращения огня

9 сентября 2014, 16:04 2
Поделиться

Было бы наивно ожидать абсолютно полного прекращения огня. Такого не было в июне, хотя тогда было одностороннее прекращение огня. Правда, сепаратисты тоже говорили, что они согласны, но в итоге, так ничего и не выполняли. Опыт подобных ситуаций, не только наш опыт, который был в июне, во многих подобных конфликтах показывает, что даже когда заключали Соглашение о режиме прекращения огня выполнялось, но оно далеко не сразу и нередко срывалось.

Например, в случае с Нагорно-карабахским конфликтом, это формальное перемирие с периодическими военными обстрелами, длится уже фактически около двадцати лет. Так что не будем наивно ждать, что полностью огонь прекратится и обе стороны сразу начнут выполнять это Соглашение, да еще и в полном объеме. Думать подобным образом нереалистично.

Но, тем не менее, мы видим относительную стабилизацию военной ситуации. Да, есть стычки и обстрелы в ряде районов, но активные боевые действия на большей части линии фронта прекратились. Главное, чтобы не было активных боевых действий, контрнаступления одной и другой стороны. И тогда, даже не смотря на локальные нарушения, Соглашение будет выполняться. Не в полном объеме, конечно, но в основном, - точно.

В целом, пока не будет массированного, масштабного международного контроля за соблюдением режима прекращения огня, локальные нарушения, взаимообстрелы и даже рейды на чужую территорию вполне возможны. Я бы сказал неизбежны.

Какой может быть дальнейший выход из ситуации? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Приведу конкретный пример. В «минском протоколе» сказано об особом статусе Донецкой и Луганской областей. Но судя по контексту и информационно-политическому заявлению лидеров сепаратистов, у сторон прямо противоположные позиции и трактовки, каким должен быть этот особый статус Донбасса. Лидеры сепаратистов и Россия, наверняка будут продвигать такое понимание особого статуса Донбасса, как сохранение «ДНР» и «ЛНР». А это абсолютно неприемлемо для украинской стороны.

С другой стороны, нужно учитывать, что должен быть принят Закон об особом статусе этих регионов в Верховной Раде. Это однозначно повлияет на сроки постепенного урегулирования конфликта. Вопрос лишь в том, какой состав парламента это сделает – новый или старый. Наверняка будет очень много критики даже относительно минимальной автономии Донбасса. Поэтому найти взаимоприемлемый вариант в этом плане будет крайне сложно.

Очень непросто будет решить вопрос об урегулировании конфликта в аспекте проведения выборов местного самоуправления. На мой взгляд, и выборы местного самоуправления в регионе и особый статус региона – это взаимосвязанные вещи и их надо решать совместно. Здесь надо разрабатывать особый алгоритм. И по этим пунктам необходимо договариваться отдельно.

Пока что речь идет о самой общей формулировке этих идей. А вот как выполнять эти пункты пока абсолютно не ясно. И, к сожалению, есть риск, что здесь стороны могут не договориться. Если договорятся, то регион может постепенно выходить из кризиса и даже будет шанс на постепенную реинтеграцию Донбасса в политическое поле Украины.

Но возможны и другие варианты. Если не удастся договориться по вопросам об особом статусе Донбасса, перевыборов, если будут продолжаться локальные стычки, то возможны еще два варианта развития событий: либо постепенное замораживание конфликта, как это произошло в Приднестровье, Нагорном Карабахе, либо возобновление через какое-то время, агрессивных военных действий.

Поделиться

Комментарии

0

Комментариев нет. Ваш может быть первым.

Последние новости

читать
Мы в соц.сетях